Русская экономика в I квартале замедлилась до 1,6%. Экономист Чакаров из "Ренессанс Капитала" указал, что быстро растущие экономики замедляются, когда исчерпывают "преимущества отстающего" — возможности получения большей прибыли из-за низких издержек. Затем страны сталкиваются с ограничениями роста, попадая в "ловушку среднего дохода", — именно это и происходит в России.
В эту ловушку попадают, когда ВВП на душу населения приближается к 16 тысячам долларов. В России в этом году он, по расчетам Чакарова, составит 16 016 долларов.
Страны, попавшие в ловушку, обычно теряют почти две трети темпов роста в сравнении со средним показателем за предыдущие семь лет, ссылается Чакаров на расчеты Национального бюро экономических исследований США (NBER). Для России это означает, что темп с 4,5% сократится до 1,6%. В точности так и было в I квартале.
Россия может на десятилетие попасть в ситуацию, когда темпы ее роста не превышают 2% в год, а рост дохода на душу населения — 1,9%. Это может вынудить политиков наращивать заимствования для укрепления своей власти — путь, по которому шла Греция в 1980-2010 г..
Греция достигла уровня 16 тысяч на рубеже 1980-х. За следующее десятилетие быстрый рост сменился стагнацией и рецессиями, безработица выросла в 2,5 раза, инфляция — в 1,6 раза, рост производства замедлился с 10 до 1%. Греция стала наращивать госдолг, и с примерно 20% ВВП в начале 1980-х он вырос до 170% в 2011 году, став спусковым крючком долгового кризиса всей еврозоны.
Как говорит Белоусов из ЦМАКП, долгое время расти на 1,5-2% в год Россия не сможет, считает он: набран такой объем обязательств и ожиданий, что при подобном темпе не хватит ресурсов ни у государства, ни у бизнеса.
У России есть вероятность попадать в рецессии и без внешних шоков — благодаря накопленным внутренним проблемам, считаетМиронов из Центра развития ВШЭ: это быстрый рост трудовых издержек, отток капитала при сжатии внутренней конкуренции. Бороться с этими проблемами закачкой денег в экономику бессмысленно.
Главный экономист "Дойче банка" в России Лисоволик отметил: "Главный путь к ускорению экономического роста — более высокая производительность труда за счёт структурных реформ. Монетарный стимул — это паллиатив, который может дать какие-то результаты в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной перспективе усилит риски более высокой инфляции".
В первый год работы правительства Медведева темпы экономического роста снизились и продолжают падать, инвестклимат не улучшается.
Экс-министр финансов России Кудрин оценил чекистского работуправительства как неудовлетворительную и заявил, что не верит в улучшение ситуации.
Отдел Мониторинга
Кавказ-Центр